Кому продать ресторан? Четыре типа собственников

dogovor

Рекомендую прочитать эту заметку до конца, даже если у вас нет планов продавать ресторан.

Знание типа собственника дает понимание зачем ему нужен бизнес. Таким образом мы находим покупателя и правильно ведем переговоры.

Итак, начнем.

Первый тип собственника — стратегический инвестор. У него цель — чтобы ресторан приносил стабильный доход. И чтобы он при этом в управлении рестораном не участвовал. Решается это наймом доверенной команды, которая перед ним регулярно отчитывается.

Такой покупатель смотрит на денежный поток ресторана, потенциал, команду сотрудников и риски, связанные с их возможным уходом. Чем меньше зависимость бизнеса от конкретных людей и чем лучше выстроены процессы, тем выше стоимость ресторана в глазах такого покупателя.

Стратегические инвесторы не любят риск. Если бизнес приносит прибыль, которая устраивает — они не полезут сами в управление. Что, конечно, не означает, что они в этом бизнесе не разбираются. «Узкие» вопросы они делегируют команде сотрудников. А за собой оставляют долгосрочную стратегию развития.

Второй тип — финансовый инвестор. У него цель — разместить деньги с максимальной доходностью. У таких инвесторов портфель из различных бизнесов, в которых он может и не разбираться.

Финансовому инвестору безразличны процессы внутри ресторана. Ему важна прибыль и рост стоимости предприятия на случай его продажи. Поступит выгодное предложение — и он расстанется с ним без всякого сожаления. Ведь для него ресторан — это обезличенный актив с определенной ценой.

Стратегический инвестор, видя перспективу, может «тянуть» убыточный бизнес месяцами. Финансовый инвестор всегда четко знает, когда пора фиксировать убытки и избавляться от ресторана.

При покупке он обращает внимание на стоимость бизнеса и как она изменится со временем. Еще важна ликвидность — можно ли ресторан быстро продать и сколько он на этом потеряет.

Некоторым покажется странным, что финансист сравнивает ресторан с банковским вкладом, покупкой акций или ПИФов, вложениями в недвижимость и т.д. Но они для него равнозначны, его волнуют только доходность и риски.

Третий тип — «проектный» предприниматель. Такие люди ищут быстрорастущие ниши, в которых они могут за несколько лет раскрутить бизнес для последующей продажи. Как пример — сети кофеен или лапшичных.

У таких предпринимателей нет цели заработать «здесь и сейчас» — весь доход идёт в рост сети. Главная задача — повысить стоимость бизнеса. Так как она определяется количеством точек и прибыльностью, они постоянно ищут инструменты, которые позволят им расти еще быстрее и снижать затраты.

Таким покупателям ресторан интересен с точки зрения получения технологий (операционных, IT, HR и т.д.) Или чтобы получить выгодную локацию.

Последний, четвертый тип — «менеджер». Он работает внутри бизнеса, как наемный директор. Пример — шефы и управляющие, выкупившие или арендовавшие бизнес у стратегического или финансового инвестора.

У таких собственников есть планы по развитию, но они не долгосрочные. Доступ к ресурсам у них ограничен. Вокруг себя они собирают команду сотрудников-единомышленников, которые им лояльны. И которым интересно ресторан вместе с ними развивать.

Мы с партнерами до сих пор считаем — проще продать ресторан управляющему, который в нем работает. Ведь он лучше других знает сильные и слабые стороны, видит выручку и расходы. При этом он НЕ способен оценить риски бизнеса и сколько он реально стоит.

Такие собственники редко обращаются за помощью к профессионалам, предпочитая во всём разбираться самостоятельно. Недоверие к своим же сотрудникам, желание всё контролировать и «поверхностные» знания ограничивают развитие такого бизнеса и самого предпринимателя.

За пять лет мы с партнерами провели аудит более девятисот ресторанов, иногда по 3-4 в день. Девять из десяти собственников винили в своих неудачах внешнюю среду (конкурентов, законы, кризис и т.д.). Или обвиняли сотрудников — управляющих, шефов, барменов и т.д. И только один из десяти признавался, что вина в нём, его некомпетентности.

Дорогой собственник, недостаточно инвестировать деньги, набрать команду и просматривать отчеты. У тебя тоже есть обязанности в бизнесе, которые ты не можешь никому делегировать. Даже если ты финансовый инвестор.

Радует, что рестораторы начали это понимать. И поэтому так стало востребовано обучение собственников не управлению, а владению бизнесом. Это мучительный процесс, потому что происходит перелом мышления у взрослых, уже состоявшихся людей.

И те, кто через это проходят меняют бизнесы целиком. От одних они отказываются, другие делают прозрачными и предсказуемыми. Они видят перспективы и перестают плыть по течению. И да, эти бизнесы хотят у них купить!

Изобретать ничего не надо, существует программа построения управленческого контроля, состоящая из 7 конкретных шагов. Через них прошли сотни бизнесов, в том числе мои — рестораны и маркетинговое агентство. А сейчас я провожу по этой программе свой новый бизнес по прокату инструментов, в котором я выступаю «проектным предпринимателем».

И, если вы — собственник и хотите взять ресторан под контроль, я могу с вами этой программой поделиться.

Удачи вам и успехов в бизнесе!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>